Яндекс ИКС: как проверить и повысить

Яндекс ИКС (Индекс Качества Сайта) — это величина, отображающая качество и полезность вашего сайта для целевой аудитории по мнению поисковой системы Яндекс. ИКС, прежде всего, свидетельствует о востребованности веб-ресурса интернет-пользователями. Чем больше он соответствует их требованиям, тем выше значение Индекса Качества Сайта. Поэтому необходимо не только привлечь огромную целевую аудиторию, но и заслужить ее доверие к проекту.

Показатели ИКС отображаются через каждое десятое значение: 10, 20, 30, 40, 50 и так далее. Наименьшее значение ИКС начинается с 10, а самое высокое значение стремится к бесконечности.

На заметку. Если ИКС меньше 10, то это не означает что он 0, он может быть от 1 до 10, просто это не показывается в так называемом тулбарном значение ИКС (переменная которая видна пользователям).

Почему вместо тИЦ стали использовать ИКС?

Тематический индекс цитирования, известный как ТИЦ, был внедрен в далеком 1999 году. Он основывался на ссылочной массе сайта, а также показывал его авторитетность в Яндекс.Каталоге. Принцип такой — чем больше ресурсов, посвященных аналогичной или похожей теме, ссылаются на сайт, и чем они качественнее, тем больше у него авторитет.

В последние годы ТИЦ влиял на ранжирование сайтов только в каталоге поисковика, и совершенно никак не сказывался на ранжировании в поисковой выдаче. Из-за этого можно было часто наблюдать, как на ТОПовых позициях располагались сайты без ТИЦа, а на нижних местах результатов выдачи таились ресурсы с высокими показателями. А все из-за того, что ссылки потеряли прежнее влияние на качество сайта в Яндексе и его позиций, так как появились новые, более эффективные факторы ранжирования.

ТИЦ разрабатывался еще в 1999 годах и естественно, данный показатель за такой период уже устарел, и он не отражает действительное положение дел относительно качества ресурса. Это привело к необходимости появления нового, более конкретного показателя.

В связи с этим, 22 августа 2018 года, компания Яндекс заявила об отмене ТИЦ. Было принято решение поменять его на новое значение — ИКС. И вот, спустя 9 дней, в последний день лета, в 9 вечера по Московскому времени, поисковая система внедрила Индекс Качества Сайта, пришедший на смену ТИЦ. Данная метрика отображает именно качество, а не ссылочную массу веб-ресурса. И если раньше у проекта был высокий ТИЦ, то ИКС может быть намного ниже.

Все это, опять-таки, связано с внедрением новых факторов, влияющих на ранжирование сайтов в поисковой системе, и ссылки отходят на второй план в Яндексе. Теперь благодаря ИКС можно объективно оценить, насколько сильно ваш проект уступает конкурентам по качеству.

Как рассчитывается ИКС

Если прочитать информацию в помощи Яндекса, то можно сделать вывод, что в основе расчета ИКС лежит комплексная оценка качества веб-ресурса на базе множества параметров. Сюда входят данные об аудитории сайта, степени доверия к нему со стороны пользователей и поисковой системы, удовлетворенности посетителей контентом и другие критерии. Информация собирается со всех сервисов Яндекса, включая Поиск, Метрику, Карты и т.д.

Важную роль играют также сведения не только о самом сайте, но и о бизнесе, который стоит за ним. Яндекс старается максимально точно понимать направление деятельности, цели и сферу каждого ресурса.

Стоит отметить, что алгоритм вычисления ИКС является незавершенным и будет совершенствоваться со временем. Поэтому для более корректного расчета, проект рекомендуется регистрировать во всех сервисах Яндекса.

ИКС рассчитывается по единой методике для любых сайтов вне зависимости от тематики, возраста и других факторов. Однако Яндекс вправе без объяснений изменять показатель, аннулировать его при обнаружении нарушений или попыток накрутки.

Среди ключевых факторов, влияющих на ИКС, специалисты выделяют релевантность и полезность контента для целевой аудитории, а также юзабилити сайта и его структуру. Большое внимание уделяется поведенческим факторам — как пользователи находят ресурс, сколько времени проводят на нем, количеству просмотренных страниц и т.п.

В целом, суть новой метрики сводится к тому, чтобы веб-проекты максимально качественно и профессионально отвечали интересам и запросам своей аудитории. Следовательно, стратегия по наращиванию ИКС должна быть комплексной и нацеленной на всесторонний рост и развитие ресурса.

Выделим основные правила подсчета ИКС:

  1. Единый алгоритм для всех без исключений. Расчет ИКС осуществляется по универсальной методике вне зависимости от типа, тематики или возраста веб-ресурса. Никаких преимуществ для определенных сайтов не предусмотрено.
  2. Яндекс оставляет за собой право корректировать алгоритм определения ИКС в любое время без предварительных уведомлений. Поисковая система может уменьшать, увеличивать или полностью обнулять этот показатель, если будут выявлены признаки нарушений или попытки искусственного завышения индекса.
  3. Компания не обязана раскрывать детали внесенных изменений в методику расчета ИКС. Яндекс вправе не объяснять причины колебаний показателя для конкретных сайтов и не озвучивать сроки его возможного восстановления после обнуления.

Таким образом, новая метрика оценки качества сайтов дает Яндексу широкие возможности для гибкого управления алгоритмами ее определения в целях повышения релевантности поиска. При этом вебмастера и SEO-специалисты должны быть готовы к возможным изменениям ИКС, сохраняя фокус на долгосрочной стратегии развития ресурса.

Как узнать индекс качества сайта

ИКС будет обновляться приблизительно один раз в месяц. Есть различные удобные способы для проверки ИКС на своем и чужом сайте.

Способ 1. В Яндекс.Вебмастере

Сделать это можно в Яндекс.Вебмастер, если ваш сайт добавлен в этот сервис. Заходим на страницу Мои сайты — ИКС будет показан напротив URL-адреса ресурса.

Яндекс Вебмастер отображение показателя ИКС

Так же ИКС можно посмотреть в Сводке по сайту, нажимаем на наш сайт в Яндекс Вебмастер прокручиваем вниз и видим график изменения ИКС. Тут также может отображаться конкурент и его значение ИКС по сравнению с вашим.

Способ 2. В разделе Индекс качества сайта

Перейдя на данную страницу, нажмите на лупу, появится поле, куда нужно вписать адрес сайта, а затем кликнуть еще раз на лупу. Так вы сможете узнать ИКС не только своего, но и других ресурсов.

Узнать яндекс ИКС у любого сайта

Способ 3. Уведомления

В Яндекс.Вебмастере перейдите в нужный сайт и зайдите в раздел «Уведомления», укажите там электронную почту, куда будут приходить сообщения. Выберите «Полная еженедельная сводка по сайту», чтобы получать ее на email.

Уведомления об измении ИКС на почту в Яндекс Вебмастер

Как добавить иконку ИКС на сайт

Можно еще сообщить про ИКС своего веб-сайта аудитории, установив специальную иконку на всеобщее обозрение, и тогда вам самим не придется постоянно прибегать к вышеперечисленным действиям, чтобы посмотреть ИКС.

  1. В Яндекс.Вебмастере найдите меню Настройки, а затем выберите опцию Иконка ИКС.
  2. Выберите, какую именно иконку вы хотите установить на сайт. Лучше, чтобы она соответствовала дизайну вашего сайта. В специальном поле появится код — добавьте его на свой сайт в то месте где бы вы хотели отобразить иконку ИКС. Обычно иконку размещают в подвале сайта.
Вставка иконки ИКС на сайт

Вот пример моей иконки и показателей ИКС, которые я разместил с помощью этого кода в эту статью:

Как повысить Яндекс ИКС

Сотрудники Яндекса утверждают, что между ИКС и верхними позициями в поисковой выдаче будет существенная корреляция. То есть, при падении позиций сайта ИКС тоже будет уменьшаться, и наоборот. Это позволит метрике показывать объективное качество ресурса. Но надо понимать, что ИКС присваивается домену, а не страницам и поэтому данное заявление нельзя воспринимать прямолинейно, потому что немалую роль в ранжировании играет и сама страница, а не только ресурс в целом.

Желая поднять индекс качества, нужно постоянно анализировать конкурентов, у которых данный показатель выше.

Поэтому важно находить, в чем вы уступаете конкурентам, и исправлять ситуацию. Особенно уделите внимание следующим критериям:

  1. Зарегистрируйте сайт на всех ресурсах Яндекса: Маркет, Карты и другие проекты. Улучшите рейтинг компании, отображающийся в расширенных сниппетах.
  2. Привлекайте целевую аудиторию и type-in трафик. По идее, величина ИКСа зависит не только от трафика, однако высокая посещаемость свидетельствует о популярности ресурса и интересе со стороны пользователей.
  3. Улучшайте юзабилити и дизайн. Сайт должен быть читабельный и красивый. Не пренебрегайте его внешним видом.
  4. Оформление контента. Хорошо структурируйте, оформляйте контент и делайте его действительно полезным.

Стоит отметить, что сильная корреляция ИКСа наблюдается с величиной трафика на сайт. Хотя Яндекс заявляет, что индекс качества будет зависеть не только от числа аудитории, но и степени их удовлетворенности и доверия. По факту, сегодня наблюдается много сайтов с большим индексом качества, где нет органического трафика. Также сравнительно большой показатель есть у ресурсов, не имеющих брендовый трафик. И чтобы получить даже небольшое значение ИКС, вам не обязательно создавать полноценный сайт.

Как ИКС сказывается на позициях сайта

Индекс качества сайта не влияет напрямую на ранжирование сайта и, соответственно, на его позиции. Он лишь оценивает его текущее качество и зависит от того, насколько целевая аудитория доверяет веб-ресурсу, и насколько его контент релевантный их запросам.

Поэтому, пытаясь накрутить данный показатель, вы ничего не добьетесь, так как поведенческие факторы на нем все равно не улучшатся, и со временем ваш ИКС может и уменьшится, если вообще не аннулируется, если Яндекс заподозрит нарушения с вашей стороны.

Основная цель внедрения ИКС

Внедрение значения ИКС направлено на то, чтобы вебмастера и SEO-специалисты развивали сайты так, чтобы они удовлетворяли, прежде всего, потребности посетителей. Тогда в ТОПе выдачи будут действительно полезные ресурсы.

Теперь ставка делается не на ссылки, а на реально качественный бизнес, потому что Яндекс ИКС отражает не ссылочную массу, а полезность сайта, доверие к нему целевой аудитории.

Методика определения ИКС не является окончательной и может корректироваться без предупреждения. Яндекс оставляет за собой право менять, увеличивать, уменьшать или сбрасывать этот показатель.

Таким образом, ИКС служит для Яндекса индикатором качества сайта, но точные цифры умалчиваются. Оптимизаторам следует сосредоточиться на всестороннем развитии проектов.

Поделиться статьей:

Автор статьи: Александр Овсянников

Частный SEO-специалист. С 2009 года помогаю людям и компаниям привлекать клиентов в свой бизнес из поисковых систем Яндекс и Google.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии