Яндекс ТИЦ: почему его отменили и учитывается ли сейчас

Тематический индекс цитирования (ТИЦ) — показатель поисковой системы Яндекс, предназначенный для отображения авторитетности веб-сайта исходя из того, как часто он упоминается в интернете и насколько качественные ссылки ведут на него с других ресурсов.

Качественной характеристикой в данном случае выступает «вес» ссылки. Рассчитывается он по определенному алгоритму поисковой системы Яндекс, который держится в секрете.

Но SEO-специалистами было замечено, что немалую роль для ссылочного «веса» играет то, насколько схожие по теме и авторитетные ресурсы ссылаются на веб-сайт. Величина ТИЦа определяется числом, тематикой и качеством сайта, ссылающихся на ресурс.

Этот показатель относится ко всему сайту, то есть, учитывается его общая ссылочность. А для отображения веса конкретной страницы существует величина ВИЦ.

22 августа 2018 года Яндекс объявил, что больше не будет показывать ТИЦ, а заменит его на ИКС.

ТИЦ прежде всего, применялся Яндексом с целью составления рейтинга интернет-ресурсов в рубриках каталога поисковой системы, который Яндекс тоже закрыл перед тем как отменить ТИЦ. В каталоге были указаны округленные значения, которые помогают хотя бы примерно понять, насколько сайт авторитетный в своем разделе.

По заявлениям Яндекса, ТИЦ не использовался для ранжирования. Хотя, это утверждение многие годы вызывало среди SEO-специалистов немало дискуссий, так как по многочисленным наблюдениям позиции сайта в результатах поиска улучшались именно после того, как рос тИЦ.

Но этому есть логичное объяснение. ТИЦ не увеличивается сам по себе. Это происходит после того, как увеличивается число внешних ссылок, которые передают вес определенным страницам ресурса. Именно это и приводит к росту его позиций в поиске.

Раньше это легко было проверить, когда существовал Яндекс Каталог, сейчас этот проект как я уже говорил, закрыт. Но если вы добавляли свой сайт в этот каталог, то значения тИЦ менялись динамично, а вот ранжирование ресурса в поиске оставалось практически неизменным.

Почему Яндекс заменил ТИЦ на ИКС?

Тематический индекс цитирования существовал в поисковой системе Яндекс с конца 90-х годов. Величина показателей пересчитывалась 1 раз в 1-3 месяца. На него не влияли:

  1. Внутренние ссылки.
  2. Сайты, которые находятся на бесплатном хостинге, за исключением тех, что зарегистрированы в Яндекс.Каталоге.

С момента создания прошло чуть меньше 20 лет, и за этот период интернет-технологии сделали огромный прорыв. Усовершенствовались социальные сети, существенно вырос мобильный трафик, SEO-ссылки уже не так сильно влияют на ранжирование в Яндексе, как раньше. Все это привело к изменению алгоритмов ранжирования веб-ресурсов, а сигналов, влияющих на составление поисковой выдачи, по заявлениям Яндекса у него стало больше 1500. Поэтому ссылки не являются, как раньше, основным параметром качества сайта.

ТИЦ больше не может показать реальное положение дел, то есть, полезность и востребованность ресурса для пользователей. Возникла необходимость создания новой метрики, которая будет формировать значение качества ресурса, отталкиваясь не только от ссылок, но и многих других критериев.

22 августа 2018 года компания Яндекс сделала в своем блоге заявление об исключении ТИЦ и его замене на усовершенствованный показатель — индекс качества сайта (ИКС). И уже 31 августа он был воплощен в жизнь.

ИКС призван показывать действительное качество сайта, его соответствие потребностям пользователей. При этом, как заявляет команда Яндекс, большую роль будет играть не столько объем трафика, сколько степень удовлетворенности и доверия пользователей к ресурсу.

Это значит, что владельцам сайтов теперь стоит больше работать на текстовыми и поведенческими факторами. Проще говоря, замена устаревшего ТИЦ на ИКС позволит перевоспитать SEO-специалистов и внушить им, что необходимо работать не только над ссылочными факторами, но и над качеством сайта в целом.

Однако ИКС, как и его предшественник, не будет влиять на ранжирование сайта в выдаче. Он лишь показывает то, насколько сайт популярен и востребован у целевой аудитории.

Учитывается ли тИЦ сейчас?

Если вебмастера и оптимизаторы сейчас не могут видеть ТИЦ, то это не значит что он не просчитывается. Так называемое тулбарное значение ТИЦ нам не показывается, но на самом деле он высчитывается поисковой системой в своих целях.

Ведь Google до сих пор использует PageRank в своем ранжировании, которое нам тоже не показывается, а ТИЦ это тоже своего рода PageRank, только подоменный (высчитывается для всего домена).

Как раньше можно было повысить тИЦ: 9 эффективных способов

За то время, когда ТИЦ был одним из важных показателей для продажи и покупки ссылок, SEO-специалисты открыли огромное количество методов, помогающих повысить его. Расскажу про самые эффективных и, самое главное, белые способы повышения ТИЦ.

1. Регистрация в белых каталогах

Для получения минимального значения ТИЦ (+10), достаточно было зарегистрироваться приблизительно в пол сотне белых каталогов с хорошей репутацией. Если потратить несколько дней, то можно было отыскать самостоятельно такое количество каталогов с реально высоким тематическим индексом цитирования.

Ну а те, кто не желал тратить личное время на поиски качественных белых каталогов, заказывал прогон по ним в сервисах или у специалистов на форумах.

Сейчас же каталоги наоборот вам могут навредить, не советовал бы делать прогон по ним, если у вас нет опыта и понимания в оценке качества доноров. А если все таки хотите добавить свой сайт в каталоги, то стоит их отбирать самостоятельно.

2. Комментарии в Dofollow блогах

Это такие веб-ресурсы с контентом, где любой желающий может прокомментировать статью и указать URL-адрес своего сайта. И тогда вес ссылки будет передаваться вашему ресурсу, если только ссылка не закрыта в тег nofollow.

Когда-то отыскать реально хорошие Dofollow блоги было трудно, но кто тратил время на поиски и комментирование, тот добивался роста ТИЦ. Сегодня все еще можно отыскать такие блоги и они еще могут передавать небольшой вес.

Кстати, сейчас есть не только блоги, но и форумы, социальные сети, ленты и рассылки, передающие вес ссылкам, оставленным в комментариях. Но придется потрудиться, чтобы отыскать такие качественные ресурсы. Самым лучшим вариантом остаются блоги, где не нужно регистрироваться.

3. Закупка ссылок на биржах

Чаще всего оптимизаторы покупали ссылки на популярных биржах заодно продвигая сайт наращиванием ссылочной массы и исходя из этого повышался и ТИЦ.

Пример популярных бирж, которые работают до сих пор:

https://gogetlinks.net

http://miralinks.ru

4. Крауд-маркетинг

Подразумевает под собой привлечение целевой аудитории с различных блогов, рубрик, блогов, форумов, соцсетей и прочих источников посредством привлекательных внешних ссылок на оптимизируемый сайт. Яндекс требует, чтобы у сайта была не просто крупная ссылочная масса, но и чтобы такие ссылки интересовали пользователей и они реально переходили по ним. Поэтому крауд-маркетинг заключается в размещении ссылок в источниках, близких по тематике.

Так можно получить не только ссылочную массу для повышения ТИЦ, но и привлечь новых заинтересованных посетителей.

5. Прогон по профилям

Еще один метод увеличения ТИЦ, который был доступен совершенно бесплатно. Требовалось отыскать много ресурсов, где можно создать личный профиль и разместить свою ссылку, в основном это форумы, сообщества и блоги. Важный нюанс — сайты должны быть такими, где можно в профиле размещать dofollow ссылки.

Но проблема в том, что на поиски такого количества ресурсов приходилось тратить много времени, а для прохождения регистрации и размещения ссылок нужно было еще около месяца. Поэтому существовали специальные сервисы или программы, которые автоматизировали этот процесс.

6. Покупка ТИЦ

Многие SEO-компании имеют список сайтов своих клиентов, предоставляющими возможность разместить ссылку для передачи веса. Компании незаконно размещали ссылки на сайтах своих клиентов, и такая услуга называлась «Купить ТИЦ».

7. Регистрация в Яндекс Каталоге

Зарегистрировавшись в Яндекс.Каталоге (сейчас каталог закрыт), можно было рассчитывать на увеличение ТИЦа в несколько раз.

В Яндекс.Каталог можно было и попасть бесплатно, что было очень редко, так как Яндекс либо отклонял заявки, либо рассматривал их по полгода и больше. Но можно было регистрироваться и платно стоило это около 15 000руб., и тогда сайт попадал в каталог всего через несколько недель, и помимо ТИЦа получал:

  • Увеличение доверия от поисковых систем.
  • Подъем позиций в поиске.
  • Возможность привязать к сайту 7 регионов.

8. Покупка доменного имени, у которого уже есть тИЦ

Те, кто не любил заморачиваться, находили более простой путь — купить домен с тИЦом. Сделать это можно было 3 путями:

  1. Аукцион доменов. Здесь, как правило, покупаются домены у перекупов, которые сначала перехватывают доменные имена (компания забыла продлить домен или закрылась) у которых высокий ТИЦ, а потом продают их по более высокой цене на аукционе.
  2. Биржи покупки/продажи сайтов. Самый выгодный метод покупки домена с ТИЦ, так как еще до оплаты у вас есть возможность выбрать нужную тематику и проверить, не наложены ли на сайт фильтры от поисковых систем. Самой масштабной биржей в Рунете является Телдери.
  3. Выбор свободного домена. Многие зарабатывают на том, что ждут, пока освободится какой-нибудь интересный домен, а потом перепродают его. Но если повезет, можно найти привлекательное доменное имя еще до того, как его присвоят. Можно также связываться с владельцами ресурсов, где срок продления доменного имени истекает через месяц, или выкупать некачественные проекты с высоким ТИЦ у их владельцев.

Главный принцип повышения ТИЦ

Главным залогом успеха в получении ТИЦ было огромное количество упоминаний о сайте на других проектах. Чем больше внешних ссылок на него, тем больше ТИЦ. Причем лучше работали ссылки с разнообразными доменами, а не несколько ссылок с одного домена, это и логично, так как уже писалось ранее ТИЦ — это подоменный PageRank.

Как сейчас проверить ТИЦ

Как вы уже поняли, ТИЦ (Тематический индекс цитирования) Яндекса был одним из ключевых показателей авторитетности сайта в российском интернет-пространстве. Однако в 2014 году Яндекс прекратил публичное отображение этого показателя, а в 2016 году официально отказался от ТИЦ как фактора ранжирования.

Тем не менее, специалисты в сфере SEO считают, что ТИЦ до сих пор косвенно учитывается алгоритмами Яндекса при ранжировании сайтов. Веса различных факторов ранжирования периодически меняются, но качество ссылочного окружения и авторитетность ресурса остаются важными критериями.

Таким образом, даже при отсутствии публичного значения ТИЦ, стоит продолжать уделять внимание наращиванию естественной ссылочной массы с качественных релевантных ресурсов. Однако слепо фокусироваться только на одном этом факторе не рекомендуется — необходим комплексный подход к оптимизации сайта.

Проверить официальное значение ТИЦ сейчас невозможно, так как эта метрика больше не рассчитывается. Однако есть сторонние сервисы, пытающиеся вычислить примерное значение ТИЦ и ссылочных показателей по различным методикам, они могут называться иначе. Например, PR-CY Rank:

Расчет PR-CY Rank

Но стоит относиться к таким данным с осторожностью, так как они могут существенно расходиться с внутренними алгоритмами Яндекса.

В современных реалиях важно комплексно оптимизировать сайт, уделяя внимание контенту, технической составляющей, юзабилити и другим факторам. Наращивание авторитетности методом размещения ссылок должно быть естественным процессом, а не самоцелью. Яндекс всё лучше научается распознавать манипуляции и использовать более точные показатели качества и ценности ресурса, что следует из Мадридского доклада Яндекса.

Поделиться статьей:

Автор статьи: Александр Овсянников

Частный SEO-специалист. С 2009 года помогаю людям и компаниям привлекать клиентов в свой бизнес из поисковых систем Яндекс и Google.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии