Алгоритм Яндекс Спектр: принцип работы и влияние на SEO

Яндекс Спектр – это технология, которую применяет компания Яндекс для того, чтобы поисковая система могла предугадывать, какую именно категорию объектов ищет интернет-пользователь, если вводит в поиск запрос, имеющий множество значений.

Какие функции выполняет Яндекс спектр в процессе поиска

Главная цель создания данной технологии – сделать поиск информации более релевантным и удобным для пользователя, а если быть точнее, то более персонализированным.

Спектр играет важнейшую роль в построении персонализированного поиска. Раньше поиск контента был универсальным и не таким совершенным. Он основывался, по большей части, на ключевых словах, которыми легко манипулировали владельцы сайтов.

Проще говоря, по одному и тому же запросу совершенно разные по образу жизни люди, к примеру, геймер и спортсмен, получали в выдаче одни и те же результаты. Поиск не учитывал их предыдущие запросы и не понимал, что одно и то же слово может означать разные вещи. В связи с этим и был создан алгоритм Яндекс Спектр, который создает более точный ответ для пользователя на основе его предпочтений.

Как работает технология Спектр

Спектр функционирует на основе анализа информации, которая сохраняется в истории браузера интернет-пользователя, а также изучения запросов в зависимости от категорий.

Спектр разделяет запросы на категории

Приблизительно пятая часть всех поисковых запросов формулируется пользователями неоднозначно.

К примеру, у нас есть запрос «Пушкин». Был такой известный писатель — Пушкин, а есть и город с идентичным названием. Так, один человек может искать город, а другой интересоваться историей Пушкина, или желает найти о нем фильм или другую полезную литературу этого писателя.

Яндекс Спектр отображает разные потребности

То же самое касается и запроса «суши». Кто-то ищет заведение, предлагающее услугу товара, а кто-то собирается приготовить блюдо самостоятельно, и находится в поисках рецепта.

Цели поиска самые разные, и спектр результатов, касающихся запросов, тоже очень велик. А если человек не укажет в поисковом запросе, что конкретно он ищет (рецепт или услугу, к примеру), то поисковику понять это трудно.

Для этого, компания Яндекс и запустила технологию Спектр, которая анализирует множество предпочтений людей и выдает самый подходящий ответ для этого конкретного человека. Так, если раньше человек искал рецепты к блюдам, то на запрос «наполеон» он получит ссылки на торты, а не историю императора.

Спектр изучает запросы всех пользователей Яндекса, выделяя из них самые разные объекты: названия фильмов, торговые бренды, имена людей, клички животных и прочее. Затем они относят объекты в одну или несколько категорий.

Технология Спектр в работе

В запросе «Цитрамон инструкция к применению» есть название медицинского препарата «Цитрамон», который и входит в категорию «лекарства». А объект «Наполеон» относится к двум категориям — «императоры» и «торты».

Технология Спектр насчитывает около 60 категорий. Благодаря ним поисковик способен распознавать значение определенного слова в запросе. Но это еще не все. Новый алгоритм, для более успешной поисковой выдачи, учитывает потребности интернет-пользователей. Для этого в каждой категории создается список потребностей, на основе которых люди ищут нужный им объект.

К примеру, когда пользователь ищет определенную услугу, он хочет либо заказать ее, либо предварительно ознакомиться с отзывами и ценами. Из этого делаем вывод, что для «услуг» актуальны потребности «заказать», «отзывы» и «цена». Так, любая категория имеет как минимум две потребности, и их число может достигать нескольких десятков.

В зависимости от того, какой категории принадлежит объект, что интересует людей относительно него и что о нем пишут, Яндекс Спектр анализирует в процентном соотношении количество людей, ищущих данный объект со всеми возможными целями. Эти данные играют большую роль в процессе ранжирования поисковых результатов по запросам, имеющим несколько значений.

Спектр рассчитывает пропорции ответов из всех тем. Веб-ресурсы, которые нашла поисковая машина, формируются в таком порядке, чтобы спектр ответов и запросов соответствовали друг другу. Благодаря этому, человек введя в поиске Яндекса даже многозначный запрос без уточнения деталей, с большой вероятностью найдет необходимую ему информацию.

Алгоритм изучает пользовательские запросы автоматически. При каждом новом анализе обрабатывается около десяти миллиардов запросов. Их изучением одновременно занимаются две тысячи машин. Актуальность данных сохраняется за счет того, что технология анализирует запросы по 2-3 раза в неделю.

Помимо статистики запросов, Спектр также применяет данные из энциклопедий и справочников, чтобы находить новые объекты, а также узнавать, какие их значения не подходят ни для одной из категорий, которые уже существуют, чтобы в случае необходимости добавить новые.

Исходя из всего вышесказанного, работу Спектра можно разбить на 5 этапов:

  1. Пользователь вводит в поиске многозначный запрос.
  2. Технология распознает все возможные значения данного запроса.
  3. Изучает историю браузера пользователя.
  4. Сопоставляет результаты анализов.
  5. Выдается релевантный результат.

Как алгоритм влияет на SEO-продвижение сайта

SEO специалист в выдаче теперь борется не за ТОП 10 мест, а за те места которые Спектр отвел для той потребности, которую вы хотите продвигать.

Например, у нас есть запрос «Наполеон», в ТОП 10 находятся: 2 результата про императора, 5 результатов про рецепт торта, 3 результата про коньяк «Наполеон». Допустим, вы продвигаете коньяк, теперь вы боретесь только с этими тремя результатами выдачи, а не со всеми сайтами в выдаче. Соответственно, в ТОП 10 для вашего интента выделено всего три места, а не десять мест.

Поэтому при продвижение запросов с разносторонними потребностями, надо обязательно смотреть есть ли спектральная выдача по этому запросу.

С другой стороны, технология Яндекс Спектр прежде всего направлена на то, чтобы облегчить жизнь рядовому пользователю, чтобы даже тот человек, который не умеет пользоваться поиском, смог легко отыскать то, что ему нужно.

А это, в свою очередь, положительно влияет на поведенческие факторы, ведь на ваш сайт будет приходить именно целевая аудитория, и минимум людей, которые нечаянно попали к вам, введя многозначный запрос.

Будущее поиска и Яндекс Спектра

Уже вполне возможно представить, каким будет поиск в будущем, анализируя те технологии, что уже внедрены, и те, что развиваются прямо сегодня. Разумеется, первоочередным трендом поиска является его персонализация. Именно на нем базируется алгоритм Яндекс Спектр, а также алгоритмы Google и других поисковиков. То есть, в дальнейшем поиск будет выдавать индивидуальные для конкретного пользователя результаты.

Приведем интересный пример поиска будущего. Пользователь является вегетарианцем. Он постоянно сидит на соответствующих форумах и сайтах, где  находит рецепты для вегетарианского питания и прочее. И вдруг он вводит в поиск запрос «мясо». Тогда поисковая машина выдаст ему соевое мясо и различные альтернативы мясу.

На втором месте тренд, известный как семантизация веба, который, по сути, непосредственно связан с персонализацией. Семантизация подразумевает переход к смысловой оценке контента поисковыми системами. Если раньше поисковые машины учитывали лишь ключевые слова, число ссылок, трафик и прочие поверхностные параметры сайта, то в обозримом будущем они будут анализировать смысловую связность текста, их полезность и прочее. Проще говоря — обладать искусственным интеллектом, и воспринимать запросы, как мозг человека, выдавая соответствующие результаты.

Поделиться статьей:

Автор статьи: Александр Овсянников

Частный SEO-специалист. С 2009 года помогаю людям и компаниям привлекать клиентов в свой бизнес из поисковых систем Яндекс и Google.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии