Индексация сайта – это процесс, заключающийся в поиске, сборе, обработке и добавлении поисковыми роботами информации веб-ресурса в поисковый индекс. А поисковый индекс это некая база данных поисковых систем, предназначенная для хранения всех сведений, найденных поисковыми роботами на сайтах, попавших под индексацию.
Что такое индексация сайта?
Под индексацией веб-ресурса подразумевают посещение ботами его интернет-страниц, анализ содержащегося в них контента и его добавление в базу данных. Это делается для того, чтобы потом пользователи могли находить информацию на ресурсе по ключевым запросам в поисковых системах.
Проще говоря, человек заходит в поисковик, вводит в строке поиска нужный ему запрос и в ответ получает список из множества веб-страниц, проиндексированных поисковыми роботами.
Индексация является обязательной процедурой в работе поисковых систем. Для этого создается специализированная база данных, посредством которой и формируются результаты выдачи.
Поисковый индекс любого сайта зависит непосредственно от его контента, внешних и внутренних ссылок, наличия изображений, графиков, таблиц и прочих материалов. Вводя в поисковой строке запрос, интернет-пользователь обращается к индексу. Затем из него на основании данных осуществляется ранжирование результатов поиска, список страниц, которые выстраиваются по мере уменьшения релевантности запросу.
Представьте, что Всемирная Сеть – это большая библиотека. В ней обязательно должен быть специальный каталог, который делает поиск необходимых материалов гораздо проще. Всем книгам, которые находятся в библиотеке, принадлежит свой шифр. Все шифры объединены темами, разделами и прочими параметрами.
Когда человек приходит в библиотеку и просит книгу на определенную тематику (делает запрос), библиотекарь идет к нужному разделу, достает все книги, соответствующие ему, и подбирает для читателя самую подходящую.
По аналогичному принципу работают и поисковики: пользователь делает запрос, поисковая машина достает все соответствующие страницы и выдает наиболее релевантные.
На заметку. Когда только появились поисковые машины индексация проходила именно по принципу каталогизации – боты отыскивали на ресурсах ключевые слова, из которых и состояла база данных.
В наши дни роботы, помимо ключевиков, учитывают множество других параметров контента, в числе которых уникальность, информативность, грамотность и многое другое. А нейросети позволяют быстро это все анализировать. Именно на этом и основывается современная индексация.
С каждым годом поисковые алгоритмы становятся все совершеннее, база данных все больше наполняется дополнительной информацией, при этом поиск для пользователей становится более разнообразнее.
Как Яндекс и Google индексируют сайты?
Индексированием занимаются два типа роботов:
- Основные. Изучают контент, содержащийся на страницах интернет-ресурса;
- Быстрые (быстророботы). Анализируют и индексируют новые материалы, которые добавились после обновления сайта.
Чтобы веб-ресурс был проиндексирован в самых популярных поисковых системах, SEO-специалисту нужно сообщить о своем проекте:
- Добавить сайт в сервисы Google Search Console, Яндекс.Вебмастер. Такой способ индексации может проходить медленно, особенно в Google от двух недель и дольше, потому что проект попадает в очередь.
- Отправить ресурс на индексацию посредством размещения ссылок на других веб-сайтах. Данный метод является самым эффективным, потому что найденные таким образом страницы боты считают полезными, и индексируют их куда быстрее – за несколько дней. А если ссылка стоит с авторитетного источника, то и вовсе за несколько часов.
В большинстве случаев, новые сайты и страницы индексируются за 1-2 недели. На новом сайте Яндекс быстрее индексирует страницы, чем Google. Это связано с тем, что Google индексирует страницы не только с качественным, но и плохим материалом. А вот под ранжирование попадает исключительно полезный контент.
У Яндекса подобный процесс проходит быстрее, потому что под индексацию попадают только информативные и полезные страницы, а мусор отсеивается сразу.
Индексирование интернет сайтов проходит в 3 этапа:
- Робот отыскивает ресурс, изучает информацию, содержащуюся в нем.
- Добавляет найденный материал в базу данных (поисковый индекс).
- Спустя определенный промежуток времени информация, которая успешно прошла индексацию, попадает в выдачу поисковой системы.
Как проверить индексацию в Google и Яндекс
Проверить, прошел ли сайт или страница индексацию в Яндекс или Google, можно 2 способами:
Сервисы поисковых систем
Для Яндекса инструмент Вебмастер Яндекс. Переходим в «Индексирование», после чего «Страницы в поиске».
Для Google инструмент называется Google Search Console. Находим пункт меню «Индексирование», выбираем в меню «Страницы».
Поисковые операторы
Введя в поисковую строку команду «site:domen.ru», где domen.ru это адрес вашего сайта.
Данный оператор работает, как для поисковой системы Яндекс, так и для Google.
Но важно знать, что оператор «site» показывает примерное количество страниц в индексе. Он не всегда отображается все проиндексированные страницы.
Как сделать индексацию быстрее?
Естественно, любой SEO-специалист желает, чтобы роботы как можно скорее проиндексировали их сайт, ведь от этого зависит, насколько быстро содержащийся в нем материал появится в поисковой выдаче, который и привлечет новых посетителей. Чтобы индексация прошла быстрее, стоит следовать таким рекомендациям:
- Разместить проект на надежном и быстром хостинге.
- Добавить проект в сервисы поисковых систем Яндекс Вебмастер и Google Search Console.
- Создать удобную навигацию на сайте для доступа к страницам.
- Постоянно пополнять сайт новым уникальным, информативным и полезным для целевой аудитории контентом.
- Правильно настроить файл robots.txt, а именно: заблокировать индексацию только ненужных страниц, а все важные страницы должны быть открыты для индексации.
- Обеспечить внутреннюю перелинковку (ссылаться на страницы сайта между собой).
- Создать карту сайта. Можно даже сделать карту сайта отдельно для роботов (Sitemap XML) и для посетителей (Отдельная страница со всеми ссылками на сайте).
- Размещать ссылки на страницы своего сайта с социальных сетей и авторитетных сайтов.
Как закрыть ресурс от индексации?
Бывают случаи, когда необходимо закрыть роботам поисковых систем доступ к проекту или отдельным его страницам, частям текста или изображениям. Как правило, владельцы сайтов прибегают к таким действиям, когда хотят спрятать некоторую информацию от публичного доступа, скрыть сайты, находящиеся в разработке, технические или дублированные страницы и т.д. Сделать это можно так:
С применением файла robots.txt.
Создайте в корне сайта текстовый документ robots.txt и пропишите в нем правила для поисковых систем, складывающиеся из двух частей. Первая (User-agent) сообщает какой поисковой системе учитывать команды, а вторая (Disallow) запрещает индексацию определенного материала.
Чтобы запретить индексацию всего ресурса для роботов всех поисковых систем, нужно прописать команду:
User-agent: *
Disallow: /
Посредством мета-тега
Этот способ лучше подходит для запрета индексирования одной страницы. Теги nofollow и noindex позволяют запретить индексацию отдельной страницы или фрагмента текста роботам всех поисковиков.
Тх нужно прописывать в коде определенной страницы, которую хотите закрыть от индексации.
Команда на запрет индексации страницы от всех поисковых систем:
<meta name=”robots” content=”noindex, nofollow”/>
Запрет для робота конкретной поисковой машины:
<meta name=”yandexbot” content=”noindex, nofollow”/>
Роль индексации при продвижении сайта
Если у вас не будет индексации, то вы не появитесь в результатах поиска. Поисковые системы стараются оптимизировать свои ресурсы. Ведь очень много сайтов и страниц появляется каждый день на просторах интернета. Поэтому они стараются добавлять в свой индекс, только полезные материалы.
Регулярное обновление сайта качественным контентом способствует его частому посещению поисковыми ботами, что приводит к более быстрой индексации, высоким позициям проекта в поисковой выдаче и притоку трафика.
Помимо качества контента, поисковые роботы также учитывают посещаемость и поведение посетителей на сайте для оценки его полезности при дальнейшем ранжировании. Поэтому индексация является одним из важнейших процессов при SEO-продвижении интернет-ресурсов.
А для того, чтобы информация была успешно внесена в базу данных поисковиков, боты должны убедиться, что материалы, содержащиеся на сайте, полезны для посетителей.
Выводы
- Индексация сайта – это процесс сбора и размещения информации с интернет-ресурсов в базу данных поисковых систем, а индекс поисковой системы – это непосредственно база данных, где и содержатся все материалы с сайтов.
- Без индексирования сайта и его попадания в индекс невозможно продвижение проекта, привлечение трафика и, соответственно, получение доходов с него. С того момента, как сайт попадет в индекс, начинается отсчет его возраста. А чем больше находится документ в индексе, тем лучше он ранжируется.
- Индексирование интернет-сайтов проходит в три этапа: поиск ресурса, изучение информации и добавление материала в базу данных.
- Нейросети быстро анализируют контент, что лежит в основе современной индексации.
- Проверка индексации в Google и Яндекс возможна через сервисы поисковых систем и поисковые операторы.
- Для ускорения индексации рекомендуется размещать проект на надежном хостинге, добавлять его в сервисы поисковых систем, создавать удобную навигацию на сайте, публиковать качественный контент и получать на него ссылки с внешних ресурсов.
Вопросы и ответы про индексацию
Собрал вопросы про индексацию, которые мне часто задают на консультациях. Привожу краткие ответы на них.