Индексация сайта: что это такое и как ее проверить

Индексация сайта – это процесс, заключающийся в поиске, сборе, обработке и добавлении поисковыми роботами информации веб-ресурса в поисковый индекс. А поисковый индекс это некая база данных поисковых систем, предназначенная для хранения всех сведений, найденных поисковыми роботами на сайтах, попавших под индексацию.

Что такое индексация сайта?

Под индексацией веб-ресурса подразумевают посещение ботами его интернет-страниц, анализ содержащегося в них контента и его добавление в базу данных. Это делается для того, чтобы потом пользователи могли находить информацию на ресурсе по ключевым запросам в поисковых системах.

Проще говоря, человек заходит в поисковик, вводит в строке поиска нужный ему запрос и в ответ получает список из множества веб-страниц, проиндексированных поисковыми роботами.

Индексация является обязательной процедурой в работе поисковых систем. Для этого создается специализированная база данных, посредством которой и формируются результаты выдачи.

Поисковый индекс любого сайта зависит непосредственно от его контента, внешних и внутренних ссылок, наличия изображений, графиков, таблиц и прочих материалов. Вводя в поисковой строке запрос, интернет-пользователь обращается к индексу. Затем из него на основании данных осуществляется ранжирование результатов поиска, список страниц, которые выстраиваются по мере уменьшения релевантности запросу.

Представьте, что Всемирная Сеть – это большая библиотека. В ней обязательно должен быть специальный каталог, который делает поиск необходимых материалов гораздо проще. Всем книгам, которые находятся в библиотеке, принадлежит свой шифр. Все шифры объединены темами, разделами и прочими параметрами.

Когда человек приходит в библиотеку и просит книгу на определенную тематику (делает запрос), библиотекарь идет к нужному разделу, достает все книги, соответствующие ему, и подбирает для читателя самую подходящую.

По аналогичному принципу работают и поисковики: пользователь делает запрос, поисковая машина достает все соответствующие страницы и выдает наиболее релевантные.

На заметку. Когда только появились поисковые машины индексация проходила именно по принципу каталогизации – боты отыскивали на ресурсах ключевые слова, из которых и состояла база данных.

В наши дни роботы, помимо ключевиков, учитывают множество других параметров контента, в числе которых уникальность, информативность, грамотность и многое другое. А нейросети позволяют быстро это все анализировать. Именно на этом и основывается современная индексация.

С каждым годом поисковые алгоритмы становятся все совершеннее, база данных все больше наполняется дополнительной информацией, при этом поиск для пользователей становится более разнообразнее.

Как Яндекс и Google индексируют сайты?

Индексированием занимаются два типа роботов:

  1. Основные. Изучают контент, содержащийся на страницах интернет-ресурса;
  2. Быстрые (быстророботы). Анализируют и индексируют новые материалы, которые добавились после обновления сайта.

Чтобы веб-ресурс был проиндексирован в самых популярных поисковых системах, SEO-специалисту нужно сообщить о своем проекте:

  • Добавить сайт в сервисы Google Search Console, Яндекс.Вебмастер. Такой способ индексации может проходить медленно, особенно в Google от двух недель и дольше, потому что проект попадает в очередь.
  • Отправить ресурс на индексацию посредством размещения ссылок на других веб-сайтах. Данный метод является самым эффективным, потому что найденные таким образом страницы боты считают полезными, и индексируют их куда быстрее – за несколько дней. А если ссылка стоит с авторитетного источника, то и вовсе за несколько часов.

В большинстве случаев, новые сайты и страницы индексируются за 1-2 недели. На новом сайте Яндекс быстрее индексирует страницы, чем Google. Это связано с тем, что Google индексирует страницы не только с качественным, но и плохим материалом. А вот под ранжирование попадает исключительно полезный контент.

У Яндекса подобный процесс проходит быстрее, потому что под индексацию попадают только информативные и полезные страницы, а мусор отсеивается сразу.

Индексирование интернет сайтов проходит в 3 этапа:

  1. Робот отыскивает ресурс, изучает информацию, содержащуюся в нем.
  2. Добавляет найденный материал в базу данных (поисковый индекс).
  3. Спустя определенный промежуток времени информация, которая успешно прошла индексацию, попадает в выдачу поисковой системы.

Как проверить индексацию в Google и Яндекс

Проверить, прошел ли сайт или страница индексацию в Яндекс или Google, можно 2 способами:

Сервисы поисковых систем

Для Яндекса инструмент Вебмастер Яндекс. Переходим в «Индексирование», после чего «Страницы в поиске».

Индексация в Яндекс Вебмастер

Для Google инструмент называется Google Search Console. Находим пункт меню «Индексирование», выбираем в меню «Страницы».

Индексация в Google Search Console

Поисковые операторы

Введя в поисковую строку команду «site:domen.ru», где domen.ru это адрес вашего сайта.

Оператор site: в Яндексе
Оператор site: в Google

Данный оператор работает, как для поисковой системы Яндекс, так и для Google.

Но важно знать, что оператор «site» показывает примерное количество страниц в индексе. Он не всегда отображается все проиндексированные страницы.

Как сделать индексацию быстрее?

Естественно, любой SEO-специалист желает, чтобы роботы как можно скорее проиндексировали их сайт, ведь от этого зависит, насколько быстро содержащийся в нем материал появится в поисковой выдаче, который и привлечет новых посетителей. Чтобы индексация прошла быстрее, стоит следовать таким рекомендациям:

  • Разместить проект на надежном и быстром хостинге.
  • Добавить проект в сервисы поисковых систем Яндекс Вебмастер и Google Search Console.
  • Создать удобную навигацию на сайте для доступа к страницам.
  • Постоянно пополнять сайт новым уникальным, информативным и полезным для целевой аудитории контентом.
  • Правильно настроить файл robots.txt, а именно: заблокировать индексацию только ненужных страниц, а все важные страницы должны быть открыты для индексации.
  • Обеспечить внутреннюю перелинковку (ссылаться на страницы сайта между собой).
  • Создать карту сайта. Можно даже сделать карту сайта отдельно для роботов (Sitemap XML) и для посетителей (Отдельная страница со всеми ссылками на сайте).
  • Размещать ссылки на страницы своего сайта с социальных сетей и авторитетных сайтов.

Как закрыть ресурс от индексации?

Бывают случаи, когда необходимо закрыть роботам поисковых систем доступ к проекту или отдельным его страницам, частям текста или изображениям. Как правило, владельцы сайтов прибегают к таким действиям, когда хотят спрятать некоторую информацию от публичного доступа, скрыть сайты, находящиеся в разработке, технические или дублированные страницы и т.д. Сделать это можно так:

С применением файла robots.txt.

Создайте в корне сайта текстовый документ robots.txt и пропишите в нем правила для поисковых систем, складывающиеся из двух частей. Первая (User-agent) сообщает какой поисковой системе учитывать команды, а вторая (Disallow) запрещает индексацию определенного материала.

Чтобы запретить индексацию всего ресурса для роботов всех поисковых систем, нужно прописать команду:

User-agent: *
Disallow: /

Посредством мета-тега

Этот способ лучше подходит для запрета индексирования одной страницы. Теги nofollow и noindex позволяют запретить индексацию отдельной страницы или фрагмента текста роботам всех поисковиков.

Тх нужно прописывать в коде определенной страницы, которую хотите закрыть от индексации.

Команда на запрет индексации страницы от всех поисковых систем:

<meta name=”robots” content=”noindex, nofollow”/>

Запрет для робота конкретной поисковой машины:

<meta name=”yandexbot” content=”noindex, nofollow”/>

Роль индексации при продвижении сайта

Если у вас не будет индексации, то вы не появитесь в результатах поиска. Поисковые системы стараются оптимизировать свои ресурсы. Ведь очень много сайтов и страниц появляется каждый день на просторах интернета. Поэтому они стараются добавлять в свой индекс, только полезные материалы.

Регулярное обновление сайта качественным контентом способствует его частому посещению поисковыми ботами, что приводит к более быстрой индексации, высоким позициям проекта в поисковой выдаче и притоку трафика.

Помимо качества контента, поисковые роботы также учитывают посещаемость и поведение посетителей на сайте для оценки его полезности при дальнейшем ранжировании. Поэтому индексация является одним из важнейших процессов при SEO-продвижении интернет-ресурсов.

А для того, чтобы информация была успешно внесена в базу данных поисковиков, боты должны убедиться, что материалы, содержащиеся на сайте, полезны для посетителей.

Выводы

  • Индексация сайта – это процесс сбора и размещения информации с интернет-ресурсов в базу данных поисковых систем, а индекс поисковой системы – это непосредственно база данных, где и содержатся все материалы с сайтов.
  • Без индексирования сайта и его попадания в индекс невозможно продвижение проекта, привлечение трафика и, соответственно, получение доходов с него. С того момента, как сайт попадет в индекс, начинается отсчет его возраста. А чем больше находится документ в индексе, тем лучше он ранжируется.
  • Индексирование интернет-сайтов проходит в три этапа: поиск ресурса, изучение информации и добавление материала в базу данных.
  • Нейросети быстро анализируют контент, что лежит в основе современной индексации.
  • Проверка индексации в Google и Яндекс возможна через сервисы поисковых систем и поисковые операторы.
  • Для ускорения индексации рекомендуется размещать проект на надежном хостинге, добавлять его в сервисы поисковых систем, создавать удобную навигацию на сайте, публиковать качественный контент и получать на него ссылки с внешних ресурсов.

Вопросы и ответы про индексацию

Собрал вопросы про индексацию, которые мне часто задают на консультациях. Привожу краткие ответы на них.

Как часто поисковые системы индексируют новый контент?
Частота индексации нового контента зависит от многих факторов, таких как авторитетность вашего сайта, скорость загрузки страниц, наличие внутренних ссылок и т.д. Как правило, более известные и популярные сайты индексируются очень быстро, несколько раз в день. Для менее авторитетных ресурсов этот интервал может быть больше.
Как сильно влияет структура сайта на скорость его индексации?
Да, структура сайта и внутренняя перелинковка страниц имеют большое значение для эффективной индексации. Четкая иерархия, наличие удобной навигации и связанных между собой страниц помогают поисковым роботам быстрее обнаруживать и индексировать ваш контент.
Влияет ли скорость индексации на продвижение сайта в поиске?
Да, скорость, с которой поисковые роботы обнаруживают и индексируют новые и обновленные страницы вашего сайта, играет важную роль в SEO. Чем быстрее ваш контент будет проиндексирован, тем раньше он сможет появляться в поисковой выдаче и приносить трафик.
Что делать, если на сайте есть неиндексируемые страницы?
Если вы обнаружили, что поисковики не индексируют некоторые страницы вашего сайта, попробуйте следующее:
1) Подайте запрос на индексацию через Google Search Console или Яндекс.Вебмастер или посмотрите на ошибки в индексации в этих сервисах.
2) Проверьте, нет ли на этих страницах запретов индексации в robots.txt или мета-тегах.
3) Убедитесь, что страницы правильно связаны между собой внутренними ссылками.
4) Используйте карту сайта XML, чтобы помочь поисковым роботам обнаружить все ваши страницы.
5) Ссылайтесь на страницу с социальных сетей или авторитетных сайтов.

Поделиться статьей:

Автор статьи: Александр Овсянников

Частный SEO-специалист. С 2009 года помогаю людям и компаниям привлекать клиентов в свой бизнес из поисковых систем Яндекс и Google.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии